- Ампир
-
АМПИ́Р (от франц. empire — империя) — худож. стиль в иск-ве 19 в., завершивший развитие классицизма. Сложился в нач. 19 в. в наполеоновской Франции. "Имперскому стилю" предшествовали варианты классицизма, соответствовавшие этапам франц. истории: революция, директория, консульство (revolution, directoire, consulat). Для А. характерна ориентация на иск-во Римской империи с ее культом гос-ва и его воен. мощи. Образцовыми произв. А. считаются работы франц. арх. Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена. Тогда же А. проникает на русскую почву, а после победы над Наполеоном — господствующий архит. стиль Пб., органич. выражение идеи имперской государственности и воен. побед. Предшественник А. в России — архитектор Павла I В. Бренна. Первые пам. А. в России — ансамбли Стрелки Васильевского острова Ж. Тома де Томона (проект — 1801), Адмиралтейство А. Д. Захарова (1806), Казан. собор (1800) и Горный институт (1806) А. Н. Воронихина, многочисленные постройки Л. Руска 1800—1810 гг. Своеобр. канон рус. ампира создал ученик В. Бренны К. И. Росси, завершивший орг-цию центра Пб. грандиозным подобием рим. Форума (ансамбли Дворцовой, Александринской, Михайловской и Сенатской площадей, 20-е — нач. 30-х гг.) и В. П. Стасов (ансамбль Марсова поля, Нарвские и Моск. триумфальные ворота). Крупнейшим представителем А. в Москве был О. И. Бове (Большой т-р, 1820—24; 1-я Градская б-ца, 1828; Триумфальные ворота, 1827). Формы и декорат. мотивы А. были развиты также в стр-ве частных особняков ("интимный А.", служащий выражением скорее культа самодостаточности частной жизни, являясь архитектурным соответствием сентиментализму: многочисл. особняки Москвы, Пб. и провинции, напр. дом Кологривовых в Калуге). Идеальный ансамбль А. — усадьба графа А. А. Аракчеева Грузино, созд. Ф. И. Демерцовым и В. П. Стасовым (не сохранилась). Архитектурный стиль А. в интерьере отмечен единством проекта, (один из немн. сохранившихся образцов — Парадный кабинет Александра I в Б. Царскосельском дворце). А. в скульптуре: произв. И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, И. П. Прокофьева, С. С. Пименова, Б. И. Орловского и др. А. в значит. степени повлиял на развитие архитектуры, неоднократно возникая на почве эстетизации "золотого века" в творчестве мастеров нач. 20 в. (дача Половцева на Каменном о-ве в СПб, арх. И. А. Фомин, 1910-е гг.) и принимая часто утрированные брутальные формы в архитектуре т. н. сталинского А. — господствующего арх. стиля 1930—60 гг. (Совет Министров УССР в Киеве, И. А. Фомин при участии П. В. Абросимова, 1934).
Ампир. Здание Публ. биб-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.